26
апреля
2024
ОБЩЕСТВО
12:00 / 23 июня 2020
191

Сплав – отдых от тяжёлой работы в лесу

Всем нам памятно великое половодье 2020 года. При малоснежной зиме земля промёрзла, вешние воды дружно скатились по неоттаявшей почве в ручьи и реки, вызвав подтопление низменных участков, разрушение мостов и восторг простых людей перед силой водной стихии.

А память уносит меня на полвека на зад, когда эта стихия была на службе человека. Сплав! Звучит как выстрел, как набат, вызывая в душе каждого ветерана-лесоруба радостную волну воспоминаний о весенних сплавных денёчках в апреле месяце.

Как «битва за урожай» у крестьянина венчает год, так сплав у лесоруба заканчивает годовой цикл заготовки древесины, транспортировку её потребителю.

Ведь как просто и экономно брёвна сбросить в реку – вода примет на свои жидкие, но могучие плечи россыпь брёвен (моль) и понесёт вниз по течению. А внизу, в затоне Сокольского ЦБК, лови, успевай вытаскивать на берег и хоть доски пили, хоть на бумагу вари, хоть дома строй.

Не надо ни автомобильных, ни железных дорог, ни мостов, ни лесовозов, ни вагонов, ни погрузчиков, разгрузчиков, не надо тысячи тонн солярки, бензина, не надо платить зарплату водителям лесовозов, тепловозов, трактористам, дорожникам, нормировщикам, учётчикам, бухгалтерам и куче разных начальников и их замов.

Вспоминаю свой родной Некрасовский лесопункт Вожегодского лес-промхоза. Целый год лесорубы заготавливают до 90 тысяч кубометров леса (в одномкубометре три дерева) и вывозят лес хлыстами на нижний склад на реку Вотчица. Раскряжовщики распиливают хлысты на баланы, брёвна длиной шесть метров, раскатывают их по покатам с уклоном к реке в бунты высотой до трёх метров и длиной до 150 метров.

Реку Вотчицу готовят к сплаву, как невесту на выданье. Сначала её причёсывают: пилами, топорами вырубают все деревья и кусты в долине русла на ширину от 50 до 200 метров. Вдоль берегов, словно бусы, тянутся боны из скреплённых проволокой и скобами брёвен. Не обходится река и без косметической операции. По берегам, по лесу прорублены тракторные дороги. Крутые повороты реки бульдозерами спрямляют, называя их «первый перекоп, второй перекоп». А сватают речку с земляной плотиною высотой до трёх метров, затвор которой закрывают для набора воды ночью.

Сплав для лесоруба – это отдых от монотонной тяжёлой работы в лесу. Сплавщики рады большому заработку на сплаве, довольны хорошим питанием: тушёнка, сгущёнка, копчёная колбаса, белые батоны.

В лесопункте на сплав, как на войну, мобилизуется всё взрослое население: кузнецы, сварщики, водители, сторожа, уборщицы. Привлекаются на сплав и колхозники из деревень по рекам Вотчице, Ёмбе, Кубене. Для них это тоже радость - получить приличную зарплату да ещё своих детей порадовать сгущёнкой, колбасой да конфетами.

Ручная окатка брёвен в реку выполняется женщинами. Вдвоём берутся за бунт древесины, крюками скатывают брёвна в воду, весело да звонко покрикивая друг на друга. Брёвна крутятся, гулко стучат друг о друга, с плеском падают в воду, выныривают, снова крутятся со змеиным шипением воды в чешуе коры, глухо бьют комлями друг друга и, покачиваясь, уплывают по течению.

Окатка брёвен тракторами напоминает танковое сражение. Рёв дюжины трелёвочных тракторов ТДТ-60, ТДТ-55, С-80 глушит все звуки, дым сгоревшей солярки заполняет долину реки. Трактора щитами, ножами толкают перед собой в реку горы брёвен с кучами коры, веток, обломков древесины, берегового чернозёма. До кабины погрузившись в воду, трактора отдают свою ношу реке, выползают на промытых до серебряного блеска гусеницах за новой пачкой брёвен.

Река принимает дары лесорубов, притормаживая своё течение, уносит ношу древесины. Пирамида брёвен с глухим стуком рассыпается по поверхности воды, которая становится чёрной с переливами цветов радуги от солярки и масла.

Окатка брёвен лебёдкой на зрителя производит волшебное впечатление. Двигателя лебёдки не слышно из-за шума тракторов, сама лебёдка закреплена на другом берегу реки. Чокеровщик взмахнёт красным флажком, и часть бунта, величиной с дом, медленно ползёт по осиновым покатам с хрустом ломаемых прокладок. Такое сооружение долго плывёт по течению реки, крутится, переворачивается, как айсберг, превращается в огромный плот и рассыпается по воде.

Окатать древесину в реку – это полдела, а вот сплавить её до потребителя ещё сложнее. 15 километров плывут наши брёвна по реке Вотчица, встречаются на реке Ёмба с брёвнами Исаковского лесопункта и плывут вместе ещё километров пять до встречи с брёвнами уже Ючкинского лесопункта в реке Кубена, которая несёт свои воды по Вологодской области в Кубенское озеро.

Река делится на участки по бригадам сплавщиков, которые должны проплавить древесину, не допустить залома брёвен. Заломы возникает на поворотах и перекатах реки. Брёвна утыкаются в дно реки, с глухим стуком наваливаются друг на друга, скрипят, трещат, лезут вверх, образуя плотину. Вода бурлит, крутит пенные водовороты, разливается по долине реки, затапливая прибрежный лес. Брёвна расплываются по сенокосным лугам, по лесу. А сверху плывут новые вереницы брёвен, залом, как змей, растёт в длину. И горе, если весна сухая. Вода спадёт – останется огромный завал брёвен в реке гнить до следующего года, полетят головы начальников да народные денежки на ветер.

Начинается битва сплавщиков с заломом. С баграми, как с копьями, бегут по брёвнам мужики, промокшие до шапки, к голове залома. Сплавной народ, как былинные богатыри, тычут баграми в морду Змею-Бревёнычу, вытаскивают бревно за бревном. Бывает, залом вздрогнет и пойдёт по бешеной воде. Наши герои превращаются в циркачей-эквилибристов, делая ноги с залома на берег.

Бегать по заломам – это целая наука. Прыгнешь на конец бревна и медленно, затаив дыхание на вдохе, опускаешься в холодную пучину. Прыгнешь на середину бревна, устоишь, если ногами будешь отбивать чечётку при вращении бревна, а руками балансировать багром. Не повезло, свечкой уходишь в воду, опасаясь головушкой встретится с сосновым комлем. Спасает багор, его можно накинуть на два бревна и плыть в этой компании, пока ноги не достанут дна. Посиневшие, дрожащие, голые, мужики у костра сушат одежду и весело ржут, вспоминая, кто как принимал водные процедуры.

А бывает, залом вручную не разобрать, и бегом бежит посыльный к начальнику сплава. Принимают решение: открыть затвор на плотине или послать трактор тросом раздёрнуть голову залома или взрывника – для подрыва. Подрывник, бывший фронтовой минёр Кузнецов Костя, верхом на коне с двумя ящиками аммонита рысью мчится по лесной дороге к залому.

На жердинке привязываются четыре круглых аммонитовых шашки в розовой бумаге с детонатором и бикфордовым шнуром. Вот со взрывчаткой по залому бежит Костя, жёрдочку вставляет в скопление брёвен и поджигает бикфордов шнур. Сплавщики из укрытий переживают: «На сплаву, как на войне, надо ловким быть вдвойне! Добежит ли Костя до берега, не искупается ли, не придётся ли искать нового подрывника?».

Гремит оглушающий взрыв. Вверх летят белые щепки, обломки брёвен, фонтан воды. Хорошо, когда залом тронется с места и бульдозером пойдёт буровить дно и берега реки. А если не пойдёт, то у Кости аммонита в ящиках много.

Вот так и проходят сплавные денёчки: целый день багром сплавщик отталкивает брёвна на повороте реки, скатывает их в реку с луговины, а вечер и ночь может провести на разборке залома. Сплав длится две недели. Берега очищены от брёвен, а что утонуло, то осталось на дне.

Сплавная контора принимает участок, выдаются на руки под роспись зарплата и премиальные денежки. Всё. Сливается вода из сплавных сапог, сбивается со старого багровища стальной багор, со свежеокоренными еловыми жёрдочками для будущего сплава возвращаются сплавщики домой.

Вот уже полвека нет сплава на малых реках. Запрещён из-за огромного вреда природе в долинах рек. Где сплав, там ни рыба не нерестится, ни утка не гнездится, вода отравлена продуктами гниения древесины, лежащей на дне рек в виде топляков. Древесину сейчас перевозят автомобильным и железнодорожным транспортом, а это очень дорого. Покупая доски, брус, брёвна по большой цене, помни, дорогой читатель, что твои деньги сохраняют чистоту наших рек. При купании на реке дорогой читатель рукой, ногой, головой столкнётся с топляками – этими немыми свидетелями исторического вида хозяйственной деятельности человека под названием «Сплав». Вспомнит и детям расскажет, как это было.

Сергей АЛЕКСЕЕВ
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

ГИБДД
Сообщи о пьяном
Карта убитых дорог
Меры соцподдержки для граждан
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.