20
апреля
2024
ОБЩЕСТВО
12:21 / 28 октября 2020
256

Эшелонами шло «зелёное золото». Продолжение

Из воспоминаний Григория Александровича Авдюнина:

– Для меня да и, наверное, для Виктора Федосова выпала большая честь сопровождать на Украину эшелон сверхпланово заготовленной древесины в 1972 году. После армии от объединения «Вельсклес», куда входил в то время Коношский леспромхоз, меня направили на обучение в Архангельскую лесотехническую школу. По окончании обучения приехал в Вересовский лесопункт на должность мастера леса, коллектив принял меня хорошо, и уже в 1972 году доверили должность технорука. 5 ноября меня пригласили в контору Коношского леспромхоза в Коноше, рассказали, какая нам с Виктором предстоит командировка, выдали командировочные, по 30 рублей каждому. На следующий день на перроне станции Коноша был организован митинг. Ещё утром с «Волошки», надрываясь несколькими группами украшенных транспарантами вагонов, паровоз вытащил состав с лесом и объединил их на втором пути от перрона.

Пока состав осматривали вагонники, с секретарём комсомольской организации мы ещё раз прошли по всему эшелону. Чувство гордости за свой коллектив буквально распирало грудь, я чувствовал себя причастным к чему-то великому – почти к Победе Великой революции. Под состав зашёл новенький сверкающий тепловоз ТЭ-3. Именно в кабине этого мощного локомотива нам и предстояло отправиться в путешествие. Познакомились с комсомольской локомотивной бригадой, вологжанами. Им выпала честь вести эшелон до Вологды.

Начался митинг, перрон был наполнен молодыми работниками леспромхоза, железнодорожниками, школьниками, жителями Коноши. С напутственным словом выступил Первый секретарь райкома комсомола Бронислав Растоскуев, начальник станции Коноша Николай Павлов, председатель райисполкома Григорий Попов, ещё несколько человек. После митинга мы с Виктором, подхватив свои чемоданчики, поднялись в кабину тепловоза. Дежурный по станции дал команду на отправку, длинный гудок, поданный помощником машиниста, разорвал наступившую на станции тишину, на перроне грянул духовой оркестр, поезд плавно тронулся, оставляя провожающих, мы заворожённо смотрели на проплывающие станционные постройки и манящий вдаль железнодорожный путь.

Когда первые впечатления от поездки в кабине тепловоза и эмоции от проводов улеглись, машинист посоветовал нам пройти во вторую секцию тепловоза, посидеть, отдохнуть. Помощник машиниста проводил нас через дизельное помещение, рассказал, как вести себя в кабине и что нельзя трогать, чтобы не нарушить работу машины. Расположившись на месте машиниста и помощника машиниста в задней кабине тепловоза, с интересом следили за поездкой, рёв дизеля заглушал голос, но, когда поезд начинал двигаться под уклон, можно было обменяться впечатлениями. За окном проплывали станции и полустанки. Поезд шёл без остановок, железнодорожники пропускали эшелон «под зелёный» со скоростью курьерского поезда. Машинист ещё в Коноше рассказал, когда подписывал маршрут – специальный документ, выданный нам секретарём комитета комсомола леспромхоза, на котором ставили подпись все, кто принял участие в движении эшелона, что за нами сегодня особый контроль. О следовании эшелона докладывают в Москву, лично заместителю министра путей сообщения. Первая остановка – на станции Вологда-1, поменялась локомотивная бригада, через десять минут поезд уже тронулся со станции в направлении Данилова. Снова прошёл инструктаж от помощника, что нельзя трогать в кабине тепловоза. Время летело незаметно, настолько всё было интересно и увлекательно.

В Данилове поменяли тепловоз на электровоз ВЛ-8, стоянка здесь была дольше, после бригада менялась в Ярославле, впечатления уже притупились ночной усталостью, и хотя ехать в электровозе комфортнее, чем в тепловозе, когда добрались до станции Александров, по совету машиниста электровоза приняли решение дальше ехать на станцию назначения Гребёнки через Москву. Эшелон направлялся в обход столицы, через Орехово-Зуево. На электричке за два часа добрались до Москвы. День был предпраздничный, и купить билет на поезд до Гребёнок не удалось, тогда приняли решение лететь самолётом до Брянска, а оттуда уже поездом добираться до места назначения. В результате таких перемещений прибыли на станцию Гребёнки за час до прибытия эшелона.

На станции нас уже ждали, эшелон встречали духовым оркестром, митингом и дружескими приветствиями. Передав встречающим эшелон и подписанный «Маршрут» поехали с представителями райкома комсомола, нас накормили вкусным обедом, показали достопримечательности города, а вечером проводили на поезд до Москвы.

Через три дня после отправления эшелона, мы прямо с поезда явились в комитет комсомола леспромхоза в Коноше, где нас, конечно, ещё никто не ожидал увидеть. Доложили, как прошла поездка, рассказали о впечатлениях от дороги и как встречали в Гребёнках. Все удивлялись, как быстро мы вернулись домой.

Продолжением этой истории о сопровождении эшелона «зелёного золота» было избрание в декабре 1972 года Григория Авдюнина освобождённым секретарём комитета комсомола Коношского леспромхоза. Но пробыл он на должности всего год, уж очень ему не нравилась вся эта «номенклатурная» жизнь, нестерпимо тянуло на производство, хотелось приложить свои знания в дело, и вот в конце 1973 года на отчётно-выборной конференции он сложил с себя полномочия секретаря и отправился работать в Ровдинский леспромхоз объединения «Вельсклес».

И на всю жизнь сохранил впечатления о трёхсуточной поездке с эшелоном «зелёного золота» на Украину.

И в конце этого рассказа хотелось бы отметить, как же так, в эпоху строительства социализма леспромхоз при поддержке местной власти, силами молодёжно-комсомольских бригад заготовляет сверхплановую древесину и отправляет её «подарком» в соседнюю республику, а нет ли здесь нарушений социалистической законности.

Но именно так в Советском Союзе и строились прочные хозяйственные связи, на севере при избытке леса не хватало продуктов питания и кормов для животноводства, а на Украине наоборот, при дефиците леса был избыток кормов. Подтверждением братских отношений может быть пример 1979 года, который стал для крестьян юга Архангельской области настоящим испытанием. Лето выдалось холодным и дождливым. Весенний сев провели вовремя, засеяли зерновые и однолетние травы. В начале июля зарядили ежедневные проливные дожди. Техника не смогла выйти в поля, трактора тонули. Комбайны перевели на гусеничный ход, но всё было безрезультатно.

Районная власть, понимая сложившуюся ситуацию, помогала людьми с предприятий, из лесопунктов, с предприятий железной дороги, но с погодой помочь было нельзя, малопроизводительный ручной труд не смог обеспечить животноводство кормами. Сена заготовить не смогли совсем, силос половину от потребного. Луга и поля ушли под снег неубранными. Зимой начался падёж скота и молодняка, корма были с низким содержанием питательных веществ, животные ослабли. Председатель райисполкома вместе с директорами совхозов и председателями колхозов лично выехал в Краснодарский край и на Украину для закупки кормов. Вагон комбикормов обменивался на пять вагонов круглого леса. В начале января на железнодорожные станции Коношского района начали прибывать вагоны с кормами. На выгрузку вышли все работники совхозов и колхозов. Ситуация на фермах выправилась, удалось удержать поголовье до выгона на пастбища.

Герои моего рассказа прожили достойную трудовую жизнь, оба имеют правительственные награды за свой труд и звание ветеран труда. Создали крепкие семьи, подняли детей. Уверенность в завтрашнем дне, трудолюбие и комсомольский задор пронесли по всей жизни. Сегодня они на заслуженном отдыхе, Григорий Авдюнин проживает в Новгородской области, а Виктор Федосов на Кубани, но с огромным удовольствием вспоминают мгновения своей юности, братские отношения людей в Советском Союзе, готовность рабочих и руководителей совершать свои трудовые подвиги для того, чтобы Родина жила счастливо...

Иван КОПАЛОВ
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

ГИБДД
Сообщи о пьяном
Карта убитых дорог
Меры соцподдержки для граждан
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.