25
апреля
2024
ОБЩЕСТВО
12:25 / 04 июля 2020
385

Коношское райпо – вчера, сегодня, завтра. 4 июля – Международный день кооперации

В тридцатых годах прошлого века, благодаря участию широких слоёв населения, райпо стало первым торговым объединением в истории будущего Коношского района.

Ведущее свой отсчёт с 1935 года, когда ещё сама Коноша имела статус села и входила в Кремлёвскую волость, местное торговое предприятие на протяжении многих десятков лет работы вносило весомый вклад в экономическую и социальную жизнь земляков. Денежные средства членов-пайщиков и покупателей направлялись на приобретение товаров народного потребления, необходимых жителям деревень и посёлков; на модернизацию торговых точек и автолавок, действовавших повсеместно; заработную плату работников и материальную помощь ветеранам потребкооперации. Время доказало жизнеспособность Коношского райпо. Народ своей трудовой копейкой всегда поддерживал местное потребительское общество даже в трудные, переломные годы конца прошлого столетия.

Поначалу сельские кооператоры занимались товарообменом через Коношу. Сюда из деревень везли сельхозпродукцию и дары леса, а из Коноши поставляли промтовары и ширпотреб. Первые шаги давались нелегко, поскольку требовалось решать кадровый «голод» – квалифицированных специалистов на тот момент почти не было. Тем не менее новая отрасль работала и развивалась. Именно «первопроходцы» тех лет и заложили основу для становления Коношского райпо – организации, ныне заслуженной и известной в народе.

В годы Великой Отечественной войны с введением карточной системы торговля в её широком смысле прекратилась. Свёрнута была и деятельность заготконторы, поскольку от населения требовались обязательные поставки сельхозпродуктов в пользу фронта. Да и кадры в кооперации в основном были мужчинами, а они ушли воевать. Основной функцией у райпо тех лет стала выдача продовольствия по карточкам и дополнительным талонам. А также собственное производство как продовольствия, так и предметов первой необходимости, например, мыла, спичек, валенок. Своими силами были организованы крупные подсобные хозяйства по обеспечению столовых, а также детских садов и детдомов своими овощами, молоком и мясом.

Интенсивное развитие торговли вновь началось в послевоенный период и продолжилось уже в текущем столетии. Росту не помешали даже реформы конца 20-го века и создание сети частной торговли, когда райпо оказалось в жёстких тисках конкуренции. Не во всех районах кооператоры в то время выдержали этот удар. Коношское райпо не только уцелело, но и сумело окрепнуть и выйти на уровень ведущих потребительских обществ России. Это стало возможным благодаря выдержке коллектива, поддержке членов-пайщиков и умению руководства перестраиваться на ходу и идти в ногу со временем.

Последние 30 лет до февраля 2020 года председателем правления Коношского райпо работал Владимир Владимирович Баженов. Под его руководством предприятие сумело выдержать нешуточную конкуренцию. Особенно в перестроечное время, когда тут и там стали открываться торговые точки новоиспечённых коммерсантов. Ему удалось сохранить и приумножить основные и оборотные фонды предприятия, трудовой коллектив и многочисленных пайщиков. При нём в 1993 году завершено возведение современного хлебозавода, помимо выпечки хлеба, на хлебозаводе организованы кондитерское производство, кулинария, выпускаются всевозможные сорта и виды пряников, сушек и тортов. Пущены в работу мясной и овощной цеха. Строилось благоустроенное жильё. Все эти годы райпо энергично осваивало современные методы и технологии в торговле, производстве, управлении. Укреплялись связи с членами-пайщиками, внедрялись компьютеры. За все это время проделана большая работа по реконструкции и капитальному ремонту магазинов в Коноше и по району. Оказывалась материальная помощь ветеранам. На сегодня райпо – одно из основных предприятий-налогоплательщиков района, стабильно развивается и с уверенностью смотрит в завтрашний день.

О том, что было, есть и будет в дальнейшем с районной потребкооперацией корреспонденту «Коношского курьера» рассказал Владимир Владимирович Баженов, председатель Совета райпо:

Закалка у меня была серьёзная, перед приходом сюда я работал председателем колхоза. Отмечу схожесть этих организаций. Но одной закалки мало, необходима поддержка людей, работающих с тобой и доверяющих тебе. Кооперация за последние десятилетия потеряла много. Если сравнить по карте, сколько мы сейчас обслуживаем и сколько обслуживали в середине прошлого века – разница колоссальная. Раньше если деревня – значит есть магазин. Сейчас жителей в отдалённых уголках очень мало и содержать торговую точку невыгодно. Поэтому сначала для снабжения людей всем необходимым пускали автолавку, сейчас по маршруту ходит автомагазин и за ним будущее. Они лучше оснащены и приспособлены для такой работы, и продавцам более комфортно трудиться. Одна такая машина обслуживает у нас Тавреньгский куст, другую мы купили и подготовили для работы в Вохтоме. Если вдруг деревни начнут возрождаться – вернуться с сетью магазинов туда недолго. На сегодняшний день у нас запланировано три новых модульных магазина – в районе старой Лесозаводской школы, в Сосновке и Валдеево. Всё строим за счёт собственных средств, государство в этом не очень стремится нам помочь, несмотря на социальную направленность нашей работы. Также приводим в порядок территории вокруг магазинов, запланировали асфальтирование на территории хлебокомбината. Вкладываемся в автоматизацию процессов управленческого аппарата, бухгалтерии, магазинов. Если бы этого не сделали, не смогли внедрить дисконтные карты для покупателей – а это большие скидки – и привлечь новых людей. За прошлый год суммарная экономия населения по ним составила около четырёх миллионов рублей. Пользуясь случаем, хотелось бы извиниться перед покупателями. У нас произошёл сбой и карты перестали работать. В данный момент неисправность устраняем. Чтобы сгладить возникшую ситуацию, мы приняли решение не разбираться с нынешними держателями карт, у кого сколько процентов скидки было, а сделать всем максимальную семипроцентную. Кто приобретёт новую карту после отладки системы – те начнут, как и раньше, с трёх процентов.

В структуре нашего предприятия торговля, как и раньше, занимает 70 % в общем объёме деятельности. Далее производство – это наш хлебозавод, который мы очень своевременно в 90-х начали строить. Постепенно идёт его модернизация. Техники, с которой мы начинали, уже практически нет – всё заменено на современное оборудование. Снабжаем своей продукцией многие районы Архангельской области и по объёмам стабильно входим в тройку лидеров. Кадрам придаётся у нас особое значение. Обучаем на месте, отправляем в учебные заведения. Но всё равно не хватает квалифицированного персонала. В первую очередь, узкой направленности, таких, как технолог общественного питания и хлебопечения, например. За последние несколько лет у нас штат практически полностью омолодился, почти все работающие пенсионеры ушли на за-служенный отдых. Нам удалось увеличить производительность труда и заработную плату почти в два раза.

Про себя скажу – уходить надо всегда вовремя, давая тем самым дорогу молодым. Оставил свой пост добровольно, но организацию не покинул и продолжаю по мере сил помогать, чтобы она росла и развивалась.

Работникам, сотрудникам, ветеранам, пайщикам Коношского райпо в этот день хочу сказать спасибо за их огромный вклад в развитие предприятия и потребительской кооперации в нашем районе в целом. Желаю им всем здоровья, чтобы в семьях всё было благополучно, чтобы молодой состав правления не боялся ничего нового и, внедряя новые технологии, добивался ещё больших успехов и двигался вперёд.

Алексей ПИЧУГИН
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

ГИБДД
Сообщи о пьяном
Карта убитых дорог
Меры соцподдержки для граждан
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.