23
апреля
2024
ОБЩЕСТВО
16:41 / 18 июня 2020
266

И у войны бывает женское лицо

В Подюжском профессиональном техническом училище традицией было приглашать на классные часы, посвящённые Дню Победы, ветеранов Великой Отечественной войны.

Велико было удивление моих учеников, будущих водителей автомобилей, когда 7 мая 2010 года в кабинет зашла худенькая, пожилая женщина с медалями и орденами на груди. Это была Татьяна Михайловна Макарчук, всю войну служившая шофёром грузового автомобиля.

Тихим хрипловатым голосом она повела рассказ о своей военной судьбе. Родилась Татьяна Михайловна 23 июля 1921 года в Мелитополе Днепропетровской области на Украине. Родители её были высланы в Коношский район, работали на лесозаготовках. Жили в посёлке Шенчуга, где Таня окончила четыре класса начальной школы, потом работала сучкорубом в лесу. В июне 1941 года Татьяна призвана в армию и направлена на курсы шофёров в город Архангельск.

«В октябре 1941 года была зачислена в состав автобатальона Северо-Западного фронта в городе Демянск. На грузовом автомобиле ГАЗ-АА, ласково называемом «Захарка», возила в сторону Вязьмы, Ржева нашим отступающим войскам патроны, снаряды, горючее и всё, что нужно для обороны, обратно только пустые бочки и раненых.

Немецкие самолёты обстреливали из пулемётов, сбрасывали бомбы на наши колонны автомашин. Особенно доставалось бензовозам, их всегда не хватало для подвоза горючего. Везёшь в кузове 8-10 бочек бензина, а они по кузову передвигаются, падают, катаются, да ещё и подтекают, и чувствуешь себя, как карась на раскалённой сковороде. Вот на такой «зажигалке» с открытой дверцей выезжаю на мост через реку Ловать. Левые колёса проламывают настил, бочки скатываются на борт кузова, выламывают его и вылетают на лёд, и мой новенький «Захарка», проломив лёд, медленно тонет с моей чистой одеждой, фотографиями и карабином. В автобат вернулась пешком и в слезах. Как на меня орал командир автобата! «А если бы ты везла патроны?» – любимое ругательство нашего капитана Фёдорова, всю войну гремевшее в наших ушах. И отправили меня в ремонтный взвод автобата.

Ремвзвод – это госпиталь для разбитых автомобилей. Работали там пожилые, умелые мужики и женщины: слесари, механики, сварщики, столяры. За ночь в чистом поле из трёх – четырёх разбитых «Захарок» собирали один, и утром он оправлялся на фронтовую дорогу в поисках новых порций пуль и осколков. Научилась клеить камеры, паять радиаторы, разбирать и собирать узлы автомобилей.

В июле 1942 года послали нас на раскулачивание (разборку на запчасти) разбитых и сгоревших на дороге полуторок ГАЗ-АА, ЗИС-5 и других. Насмотрелись мы, девочки, на дырки от пуль и осколков, на кровавые пятна, наревелись, когда догадывались, как закончилась последняя поездка шофёров и их попутчиков. Нагрузили на моего «Захарку» скаты (колёса), радиаторы, дверки, бочки, канистры, КПП, даже двигатель. Растеклось по полу кузова масло, бензин. «Век не отмыть!» – подумала я. А отмывать и не пришлось. Сбоку налетели два немецких самолёта, сделали разворот и зашли сзади. Каждый шофёр молил Бога, чтобы бомба взорвалась за автомобилем. Мне повезло, бомб не было, стрелял только второй самолёт из пулемёта, в кузове что-то сильно брякнуло. Через минуту правым ухом почувствовала тепло – это горел кузов с деталями. Тушить нечем, до реки километра два, в кузове ничего не взорвётся, дала полный газ и поехала. Переживала за свою причёску: подгорят волосы справа, некрасиво будет. Солдаты из охраны моста вёдрами воды погасили пламя. Командир автобата объявил мне благодарность. Обгорелый кузов заменили, а бортовые номера забыли исправить, и меня ждали ещё сюрпризы на дороге с патрулями.

Сергей АЛЕКСЕЕВ, пос. Подюга

Продолжение читайте 19 июня
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.

ГИБДД
Сообщи о пьяном
Карта убитых дорог
Меры соцподдержки для граждан
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.